В мифотрадициях тенгрианской картины мира «Байтерек» или «Мировое древо» является одним из наиболее распространенных воплощений универсального комплекса архетипических образов древних тюркских народов о структуре мироздания. Байтерек, как космическая ось пронизывает все три мира от основания до верха, до небес. Его могучий ствол, корни и ветви объединяют все три мира – Верхний, Срединный, Нижний, превращая их в единую структуру. Так, макушки его величественных ветвей, касаясь облаков, уходят высоко в небо, в так называемый Верхний мир.
Согласно древнетюркским легендам в нем обитают мифические существа, имеющие крылья - тулпары и барсы, и все летающие птицы, кроме грифона, вороны и летучей мыши (создания Ерлика), и над всеми ими витают сонмы духов и нескольких божеств во главе с Верховным Тенгри.
Ствол Байтерека с его могучими ветвями от подножья и до границ Верхнего мира находится в Срединном мире людей и окружающей их природы. Корни Байтерека, уходя глубоко под землю, оплетают собой крышу дворца Ерлик бия - владыки подземного мира, куда уходят души умерших.
У большинства народов мира в легендах и мифах существует описание такого величественного Древа жизни, как и имеются многочисленные его изображения: «Почти в каждом историческом периоде кочевых народов, в том числе и у казахов, мы обнаруживаем различные изображения или стилизации Мирового Дерева (Древа). Например, среди находок у Есикского кургана, принадлежащего сакскому периоду казахской истории, на золотых бляшках изображено Мировое Древо с птицей на самой его макушке, а среди золотых вещей, найденных на Алтае, Мировое Древо изображено с двумя вершинами и с двумя симметрично расположенными драконами, головы которых выглядывают из-под земли. Изображение Мирового Древа, заключенного в казахские бытовые орнаменты, мы находим повсеместно».
В философско-культурном значении образ Мирового древа аллегорическим контекстом (т. е. в образном сопоставлении) связан с темой абсолютного совершенства и, вообще, любого динамического процесса, предполагающего возникновение, развитие и завершение. Также существует так называемая концепция «порядка среди хаоса». В этом варианте образ Мирового древа становится самодостаточной и завершенной моделью культуры в целом – макрокосмоса, своего рода «Древом цивилизации» среди природного хаоса. Так же, концепция Мирового древа нашла свое отражение в языке и разного рода словесных текстах, в поэтических образах, в изобразительном искусстве и архитектуре. А в наши дни в социальных и экономических структурах, где рассматриваются процессы «ветвления» из некоего единого «центра». Как, например, в изображениях схем управления, подчинения и зависимости структур власти, социальных отношений, состава частей, образующих государства или корпорацию. Все они восходят к схеме Мирового древа.
Но, пожалуй, самой известной и распространенной в наши дни транскрипцией образа Мирового древа является «генеалогическое древо», одновременно символизирующее и схематизирующее родословную линию как конкретного человека, так и его рода в целом.
Наиболее частый, фактически единственный встречаемый во многих сказках сюжет, связанный с мифическим Байтереком и описанный казахстанским мифологом Серикболом Кондыбаем таков: «Герой-батыр в силу обстоятельств попадает в подземный мир и после долгих странствий доходит до большого дерева, где помогает птенцам гигантской птицы Самрук (Симург), убивая Великого змея, а в иных случаях дракона-айдахара. В благодарность за это птица доставляет героя на поверхность земли и наделяет его каким-либо выдающимся качеством или оружием. Дерево в сказке – это мировое Древо, а птица и змей – представители противоположных миров – верхнего и нижнего, а также противостоящих сил добра и зла. В их противостояние включается и представитель среднего мира – человек, герой сказания».