Гобелен «Нойон» (рога быка в виде луны, с «гибким» ши)

«Нойон» – это должность в военно-прикладной иерархии монгольского государства времен Чингиз хана, под подчинением которого находилось десять тысяч воинов, а также члены их семей. В его обязанности входило не только военное руководство над вверенными ему людьми, но и решение административно-правовых вопросов, таких, как контроль соблюдения свода законов – «Ясак», судопроизводства и исполнения наказаний. Для беспрекословного исполнения решений нойон имел право заявлять: «Именем Чингиз хана», и за находящихся в его власти людей нес ответственность непосредственно перед ним.

«Ной» – известный библейский персонаж, сын Адама, по указанию Всевышнего спасший представителей животного и растительного мира Земли во время
Всемирного Потопа на специально построенном ковчеге.

В представленном произведении автор не просто интересно совместил личностно-социальные качества вышеназванных персонажей, наделенных
властью и ответственностью, но также обыграл схожесть их имен. Художник в гобелене выстраивает многогранный, и одновременно, цельный образ человека
– лидера, руководителя, учителя, наставника, наделенного ответственностью за часть сообщества, его судьбу и перспективы развития.

Ведь умение принимать ответственные решения и вести за собой людей требует от руководителя мудрости и высоких моральных качеств. Такие социальные взаимоотношения встречаются в повседневной жизни людей в различных проявлениях: начальник – подчиненные, педагог – ученики, тренер – воспитанники, аким города – горожане, президент - народ и т. д.

Почти все изобразительное пространство в гобелене занимает фигура идущего громадного черного быка со вскинутой головой и рогами, стилизованными в
форме луны. Визуально разнородные, цветные и многочисленные элементы, объединенные фантазией художника в силуэте нарастающей луны, символизируют общность людей – социум, находящийся в прямом подчинении главного персонажа композиции.

Его художественный образ представлен зрителю в виде небольшой фигуры человека – Нойона, восседающего в походном шатре, который балансирует на самой макушке горы, являющейся также спиной быка. В данном случае могучая фигура быка образно представляет собой одновременно и неприступную гору – нечто недоступное для покорения обычного человека, и в то же время некий транспортирующий объект наподобие «Ноева ковчега».

Автор: Муканов Малик Флоберович, Лауреат Государственной молодежной премии в области культуры «Дарын», Член Союза Художников РК, Почетный член Российской Академии Художеств.

Click to order